Сoврeмeнныe aрxитeктoры, всe чaщe, стaли слeпo гнaться зa мoдoй. Oдни увлeкaются гoризoнтaльными линиями, другиe – вoлнaми, трeтьиx привлeкaeт идeя бeсфoрмeнныx, aбстрaктныx здaний. Пo мнeнию лaурeaтa Притцкeрoвскoй прeмии, извeстнoгo нa вeсь поднебесная япoнскoгo aрxитeктoрa Сигэру Бaнa, eдинствeнный спoсoб угоду кому) зoдчeгo нe пoддaться бaнaльнoму влиянию мoды – искaть нoвыe пoдxoды к прoeктирoвaнию кoнструкций и новые материалы. Близкие уникальные дома он делает из картона и бумаги.
Сигэру родился в 1957 году в семье сотрудника компании «Тойота» и дизайнера одежды, же сам, еще в детстве, решил, что станет архитектором. Обаче, когда у них дома работали строители, он вторично не имел представления о том, что есть такая звание, как архитектор – просто восхищался тем, что делают сии люди. Ему нравился запах дерева, он подбирал использованные щепки и бруски и засим пытался сделать из них что-то собственноручно (делать). Модель своего первого дома Сигэру собрал, подчас учился в 10 классе…
Сейчас он признан маловыгодный только лучшим архитектором Японии, но и одним изо величайших зодчих в мире. Среди его экстравагантных работ – картонная католическая капелла в японском городе Кобе, выполненный из бумаги проходной мост через реку Гардон на юге Франции (его бумажно-пластмассовые ступеньки сделаны с переработанного вторсырья), бумажный концертный зал в Италии, рассадник из картонных труб в Китае и еще много, целый ряд подобных проектов.
Бумажный мост во Франции
Бан безлюдный (=малолюдный) раз подчеркивал, что творит не ради денег аль мирового признания, а прежде всего, для людей: «Некоторые известные архитекторы, добившись славы, перестают ставить в с жилые дома. Ведь они не приносят большого дохода. Я с ними маловыгодный согласен. Архитекторы, которых я уважаю (например, Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ тож Алвар Аалто) никогда не переставали строить жилье про людей, и я тоже никогда не утрачу интерес к этому направлению».
Пансион, построенный по проекту Сигэру Бана
Наибольшую величина и уважение Сигэру Бан снискал как архитектор зданий с целью беженцев, пострадавших от стихийных бедствий. Руанда, Эспаньола, Эквадор, Китай, родная Япония – практически везде, идеже есть беженцы, настоящей палочкой-выручалочкой становятся картонные трубки Сигэру Бана. Получай их основе он возводит простые конструкции, которые дешевы, легки, адски быстро собираются и впоследствии могут быть использованы во второй раз – в другой точке земного шара.
Жилье для беженцев. Ниппон, 2018
Создавая дома для беженцев, архитектор руководствуется, обалденно, теми запросами, которые исходят от пострадавшей страны. И картина бывают очень специфическими. Например, возводя приюты ради пострадавших от геноцида в Руанде, Бан постарался максимально расчетливо использовать материал, ведь, он был ограничен в бюджете (50 долларов сверху один дом). К тому же, разрабатывая проект, дьявол понимал, что, если жилье для беженца достаточно слишком шикарным, у человека не будет мотивации если-нибудь вернуться и восстановить свой собственный дом, а сие неправильно.
Картонные трубки, на основе которых возлюбленный строит быстровозводимые конструкции
Работая над жильем про пострадавших от землетрясения и цунами 2011 года в Японии, Бан столкнулся с опять одним интересным нюансом. С одной стороны, беженцы хотели, дабы в их временных домах была возможность уединиться, с видоизмененный – правительство не одобряло слишком закрытые помещения, поелику, нужно было осуществлять над пострадавшими контроль (в частности, следить, чтобы они не пили, не было воровства и т.д.). Градостроитель нашел интересный выход: сделал перегородки из полупрозрачной текстильные изделия.
Временное жилье с перегородками для эвакуированных, возведенное в начальной школе Сохо (остров Курасики)
Подготовка к возведению «ячеек» площадью 4 квадратных метра исполнение) жертв недавнего наводнения в Японии. Изготовление столбиков
Ради свои актуальные проекты для беженцев архитектор удостоен Премии имени Матери Терезы.
Хлопчатобумажный детский сад в Сычуане (Китай)
Архитектор постоянно слышит с скептиков один и тот же вопрос: «А малограмотный будут ли картонные конструкции промокать под густо?» «Вовсе нет, – уверенно отвечает он. В качестве примера, Бан приводит собор, построенную после стихийного бедствия в Новой Зеландии. Ее огромные картонные трубы (600 мм в диаметре) бог прочны, сверху они защищены крышей из поликарбоната, а секс у здания – из бетона.
Картонный храм в Новой Зеландии
Справедливости чтобы, стоит отметить, что однажды, у одного из его европейских зданий с-за рекордно сильного снегопада пострадала крыша, как бы то ни было, такие форс-мажоры случаются во всем мире и с обычными (безлюдный (=малолюдный) бумажными) домами.
Архитектор, вовсе, не считает домашние монументальные проекты из картона и бумаги временными. Больше того, успешность и долговечность того или иного здания, вдоль мнению Бана, определяется вовсе не материалом, с которого оно создано.
«Архитектура не должна фигурировать чисто коммерческой. Если здание построено только за прибыли – даже если оно возведено в бетоне – получай самом деле это временная архитектура, – рассуждает дьявол. – В конечном итоге, явится какой-нибудь другой формирователь и попытается вас обойти, разрушив ваш проект и построив собственный. И в этом случае, бетон можно назвать временным материалом. Да, если ты создашь проекты, которые полюбят людское) (со)общество, то независимо от того, из чего сделаны здания, они будут сохранены.
Бан – литератор не только бумажных проектов. Он работает и с бетоном, и с металлом, и с деревом. Как-никак, четыре года назад престижную Притцкеровскую премию некто получил именно за создание своих инновационных бумажных конструкций. «Эта награда для меня – прежде всего мотивация продолжать быть у дел в том же направлении и доказательство того, что в домашних условиях из бумаги очень нужны людям и за ними завтра, – пояснил он».